Как же мало я всё-таки знаю...
зато мне не скучно жить!
Апеллес был любимцем Александра Македонского. Император устроил состязание, предложив нескольким известным живописцам написать его портрет. Никто не мог тягаться в этом искусстве с Апеллесом. “Александр Филиппов непобедим. Александр Апеллесов — неподражаем”, — говорили о его картине [84]. Александр сделал Апеллеса своим придворным художником и издал специальный указ, запрещавший кому-либо другому изображать его [85]. Этот эпизод также был известен просвещенному русскому читателю XVIII столетия: еще в 1758 году, в сентябрьской книжке “Ежемесячных сочинений”, издававшихся Санкт-Петербургской Академией наук, было опубликовано анонимное сочинение “Александр Великий — распространитель науки”. Среди прочего, читатель мог почерпнуть из него следующие сведения об отношениях великого полководца и великого живописца:
читать дальшеТакже в почтении содержал он заслуги мастеров живописного и резного художества, понеже он себя смалевать Апеллесу, на меди вылить Лисиппу, а Пирготелю из камня вырезать приказал. Особливо почитал он Апеллеса, о чем Плиний доказательство приводит в своей натуральной истории, что Александр изрядную женщину именем Камапаспию, которую он любил, приказал ему срисовать, но приметив, что Апеллес рисуя в нее влюбился, тотчас ему ея подарил [86].
Действительно, согласно Плинию, Александр подарил Апеллесу “изрядную женщину” — свою любимую наложницу Кампаспу [87] (имя варьируется от источника к источнику), — как только узнал, что художник без памяти влюбился в нее, рисуя ее портрет, заказанный императором. Этим поступком Александр лишний раз прославил и художника, и самого себя: император доказал, что властен не только над врагом, но и над собственными страстями [88]. Художники Нового времени часто обращались к этому иконографическому мотиву; особую популярность он приобрел в конце XVIII — начале XIX века. К наиболее известным произведениям, запечатлевшим момент “передачи” наложницы, относятся барельеф Э.-М. Фальконе “Апеллес и Кампаспа”, выставленный на парижском салоне 1765 года, и одноименное полотно, созданное почти полвека спустя, в 1813 году, Ж.-Л. Давидом.
С Кампаспы Апеллес написал Венеру Анадиомену — картину, которой прославился. Апеллес изобразил Афродиту выходящей из воды и отжимающей блестящие на солнце мокрые волосы [89]. Великий искусствовед XX столетия Эрнст Гомбрих считал “Венеру” не только “главной” картиной Апеллеса, но и произведением, предопределившим пути развития европейского искусства. Одну из своих самых известных книг, посвященных живописи эпохи Возрождения, Гомбрих так и назвал — “Апеллесово наследство” [“The heritage of Apelles”] [90]. По мнению Гомбриха, в европейской культуре имя Апеллеса символизировало не только и не столько совершенство вообще, сколько совершенное владение цветом и светом. Гомбрих видел в Апеллесе создателя особого визуального наречия, “the language of light and luster” [91]. На этом языке написано и стихотворение Державина. Оно все — о свете и его разновидностях (блеске, сиянии, глянце и т.д.). otragenius.narod.ru/reflection/story/greki.htmlкартины - в приложении) собсно, из-за них я и узнала, кто эта женщина, которая, цитируб " ещё раз доказывает холодное отношение Александра к женщинам" ))